Нормы выбросов Euro 3, Euro 4 и Euro 5 — это европейские стандарты, которые регулируют уровень выбросов вредных веществ, таких как оксиды азота (NOx), углеводороды (HC), угарный газ (CO) и твердые частицы (PM), для транспортных средств с бензиновыми и дизельными двигателями. Эти стандарты были введены с целью снижения негативного воздействия автомобилей на окружающую среду и улучшения качества воздуха. Каждый новый стандарт является ужесточением по сравнению с предыдущим и требует от производителей внедрения более совершенных технологий.

Норма Euro 3 (введена с 2000 года)

Стандарт Euro 3 стал более строгим по сравнению с предыдущими нормами Euro 1 и Euro 2. Введение этого стандарта потребовало более строгого контроля за выбросами оксидов азота, угарного газа, углеводородов и твердых частиц.

Основные изменения:

  • Впервые выбросы оксидов азота (NOx) и углеводородов (HC) начали регулироваться отдельно. Это потребовало применения систем рециркуляции отработавших газов (EGR) для дизельных двигателей.
  • Строгие ограничения на выбросы угарного газа (CO) и твердых частиц (PM), особенно для дизельных автомобилей.
  • Автопроизводителям пришлось внедрить более точные системы впрыска топлива, такие как система Common Rail для дизельных двигателей, чтобы соответствовать этим нормам.

Ограничения для дизельных двигателей (г/км):

  • NOx: 0.50
  • PM: 0.05
  • HC + NOx: 0.56
  • CO: 0.64

Норма Euro 4 (введена с 2005 года)

Euro 4 ужесточила ограничения на выбросы оксидов азота и твердых частиц, что потребовало внедрения более продвинутых технологий контроля выбросов для дизельных и бензиновых двигателей.

Основные изменения:

  • Введены ещё более строгие ограничения на выбросы оксидов азота и твердых частиц для дизельных двигателей.
  • Для дизельных автомобилей обязательной стала установка сажевых фильтров (DPF), которые значительно сокращают выбросы твердых частиц (PM).
  • Для снижения выбросов NOx в дизельных двигателях стали использоваться системы рециркуляции отработавших газов (EGR) более высокой производительности, а также технология селективной каталитической нейтрализации (SCR) для крупных транспортных средств.
  • У бензиновых автомобилей произошли ужесточения норм по углеводородам и угарному газу, что потребовало внедрения улучшенных каталитических нейтрализаторов.

Ограничения для дизельных двигателей (г/км):

  • NOx: 0.25
  • PM: 0.025
  • HC + NOx: 0.30
  • CO: 0.50

Норма Euro 5 (введена с 2009 года)

Euro 5 ещё больше снизила допустимые уровни выбросов для всех типов двигателей, особенно уделяя внимание снижению выбросов оксидов азота и твердых частиц для дизельных автомобилей.

Основные изменения:

  • Ещё больше ужесточены требования по выбросам оксидов азота (NOx) и твердых частиц (PM) для дизельных двигателей. Для соответствия этим стандартам производители автомобилей должны были внедрить системы SCR (селективной каталитической нейтрализации) в массовом порядке.
  • Для легковых автомобилей и легких коммерческих транспортных средств обязательной стала установка системы AdBlue (мочевины) в дополнение к SCR, чтобы более эффективно снижать уровень выбросов NOx.
  • Дизельные двигатели обязаны были оснащаться сажевыми фильтрами (DPF) для достижения минимальных выбросов твердых частиц.
  • Введены более строгие нормы по выбросам углеводородов и угарного газа для бензиновых автомобилей, что потребовало использования более эффективных катализаторов.

Ограничения для дизельных двигателей (г/км):

  • NOx: 0.18
  • PM: 0.005 (в 5 раз меньше, чем в Euro 4)
  • HC + NOx: 0.23
  • CO: 0.50

Основные отличия между Euro 3, Euro 4 и Euro 5

  1. Снижение выбросов NOx:
    • Euro 3: 0.50 г/км
    • Euro 4: 0.25 г/км
    • Euro 5: 0.18 г/км

С каждым новым стандартом существенно снижались допустимые уровни выбросов оксидов азота. Это требовало использования более продвинутых технологий, таких как системы SCR и EGR, чтобы удерживать выбросы NOx на низком уровне.

  1. Снижение выбросов твердых частиц (PM):
    • Euro 3: 0.05 г/км
    • Euro 4: 0.025 г/км
    • Euro 5: 0.005 г/км

В стандарте Euro 5 нормы по выбросам твердых частиц для дизельных автомобилей ужесточились в 5 раз по сравнению с Euro 4, что сделало обязательной установку сажевых фильтров (DPF).

  1. Технологии снижения выбросов:
    • Euro 3: Внедрение более продвинутых систем впрыска топлива (Common Rail) и начальная фаза использования системы рециркуляции отработавших газов (EGR).
    • Euro 4: Широкое внедрение сажевых фильтров (DPF) и улучшенных систем EGR. В некоторых случаях внедрялись технологии селективной каталитической нейтрализации (SCR).
    • Euro 5: Массовое использование SCR в сочетании с системой AdBlue (мочевина) для снижения выбросов NOx. Установление обязательных стандартов для DPF на всех дизельных автомобилях.
  2. Соответствие более строгим экологическим стандартам: Каждый новый стандарт требует более строгого контроля за выбросами вредных веществ. Введение норм Euro 5 стало важным шагом для перехода на следующий уровень, Euro 6, который был введён в 2014 году и продолжает ужесточать требования к выбросам.

Нормы Euro 3, Euro 4 и Euro 5 были разработаны для постепенного сокращения вредных выбросов от транспортных средств и улучшения экологической обстановки. С каждым новым этапом производители автомобилей вынуждены были внедрять новые технологии, такие как системы EGR, DPF, SCR и AdBlue, чтобы соответствовать требованиям.